gladilov.org.ru gladilov.org.ua

Устройство парусного корабля. Бушприт

Часть 1. Корпус

Часть 2. Бушприт


Вторая часть цикла статей с кратким курсом об устройстве парусных кораблей.

Бушприт (от нидерл. boegspriet, boeg — изгиб, искривление и spriet — шест, пика, вертел; дословно — «наклонный шест») — это рангоутное дерево, выдвинутое горизонтально или под некоторым углом к горизонту (может доходить до 35°) за водорез в носу судна. Служит для удаления центра парусности от центра тяжести корабля, что даёт возможность увеличить вращательную силу носовых косых парусов (кливеров и стакселей). Дополнительно может служить для выноса штагов фок-мачты и её стеньг (которые улучшали ходкость и поворотливость корабля) и для поддержки фок-мачты спереди (для этого крепление бушприта с форштевнем усиливают).

Показать


Рис. 1. Бушприт судов различных эпох, а — ранний; б — более поздний; в — самая передовая модель:
1 — бушприт; 2 — кница; 3 — бушпритный эзельгофт; 4 — марс; 5 — блинда-стеньга; 6 — блинда-брам-стеньга; 7 — флагшток; 8 — клотик; 9 — утлегарь; 10 — бом-утлегарь; 11 — эзельгофт; 12 — блинда-гафель; 13 — мартин-гик; 14 — гюйс-шток; 15 — тросовый вулинг.

Бушприт бывает неподвижным или выдвижным (тогда забортная часть бушприта может быть уменьшена вдвиганием её внутрь судна с помощью снасти, называемой бушприт-выстрел). На старых броненосцах иногда бушприт был убираемым (поднимаемый вверх) для действия тараном. Конец бушприта, входящий в судно, называется шпор и крепится в партнерсе; противоположный конец называется ноком, на него надевают эзельгофт. Шпор бушприта закрепляется между двумя битенгами, которые идут от палубы до самого днища. Кроме того, к форштевню бушприт притягивается ватер-вулингом.

На больших судах бушприт часто выполняли составным, по меньшей мере из двух штук, скрепляемых бугелями и болтами. Продолжением бушприта служит утлегарь, затем — бом-утлегарь, а поперечное дерево называется блинда-рей. Паруса на бушприте треугольные — фор стенги стаксель, кливер и бом-кливер (ранее ещё и прямых парусов — блинда и бом-блинда, причём некоторое время треугольные паруса сочетались с прямыми). Бушприты с утлегарем и бом-утлегарем имели вертикальный мартин-гик и горизонтальные блинда-гафели для разноса стоячего такелажа утлегаря и бом-утлегаря.


Рис. 2. Бушприт и система расчалок:
1 — бушприт; 2 — наружный конец фока; 3 — система расчалок бушприта; 4 — аркбутан мартингала; 5 — ватер-бакштаг бушприта; 6 — ватер-бакштаг мартингала; 7 — ватер-бакштаг наружного конца фока.

До конца XVIII века бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой, на которых на блинда-рее и бом-блинда-рее ставились прямые паруса блинд и бом-блинд. С конца XVIII века бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря, а паруса блинд и бом-блинд на нем уже не ставятся. Вместо прямых парусов на блинда-стеньге и бушприте появились более эффективные и удобные косые паруса — кливера и стаксели. Хотя преимущества треугольных парусов были очевидны, реи и блинды исчезли не сразу. Прежде чем от них отказались, с целью увеличения площади носовых парусов удлинили бушприт: установили утлегарь, а на него — бом-блинда-рей с новым парусом — бом-блиндом. Блинда-стеньга имела длину от 0,3 до 0,4 длины грот-стеньги и была похожа на брам-стеньгу. От блинда-рея полностью не отказались — он остался для растяжки бакштагов, держащих бушприт с боков. Впрочем, сейчас иногда вместо блинда-рея ставят два блинда-гафеля.


Рис. 3. Блинд и блинда-рей.

В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию можно видеть на судах до 1730 года. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток.

Стоячий такелаж блинда-стеньги состоял из вант и бакштага толщиной соответственно 0,16 и 0,2 диаметра грота-штага. Две вантины (у больших судов — три) оканчивались юферсами, такими же, как и юферсы брам-вант.

Талрепы были вполовину тоньше вант. На марсе юферсы крепились в вант-путенсах, которые в свою очередь закреплялись на бушприте.


Рис. 4. Марс и вант-путенсы блинда-стеньги.

Утлегарь укреплялся частью стоячего такелажа — утлегарь-штагом (позднее названный мартин-штагом), уравновешивающим натяжение штагов и лееров фок-мачты. Утлегарь-штаг накладывали огоном на нок утлегаря и, чтобы штаг имел соответствующий разнос, проводили через отверстие «бушприт-выстрела», стоящего на эзельгофте бушприта, затем к бушприту, далее через остропленный блок и набивали на баке.

Бушприты судов по исполнению изготовляли так же, как и мачты — врезанные друг в друга стволы деревьев делали сначала восьмиугольными, затем 16-угольными и, наконец, круглыми.


Рис. 5. Соединение утлегаря с бушпритом, а — бушприт и утлегарь судна XVIII века; b — бушприт и утлегарь судна XVIII — начала XIX веков:
1 — бушприт; 2 — утлегарь; 3 — эзельгофт, установленный перпендикулярно бушприту; 4 — «бушприт-виолина»; 5 — крестообразная вставка между утлегарем и бушпритом; 6 вулинг утлегаря; 7 — эзельгофт, установленный параллельно форштевню.

Бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX век) и цепей. Скрепляли бушприт тросовые вулинги (их число соответствовало числу вулингов нижней мачты, позднее их всё чаще заменяли железными бугелями). Для вязки вулинга основной конец троса крепили на бушприте, затем трос пропускали в отверстие в княвдигеде, вокруг бушприта и т. д. Обычно ставили 11 шлагов, которые затягивали в середине поперечным шлагом — крыжом. От сползания шлагов и штагов по бушприту на нем делалось несколько деревянных наделок — бис, эти наделки были поставлены и на княвдигеде, по бокам вулингов и между ними. Последние предохраняли вулинги от перетирания при подходе судна к причалу.


Рис. 6. Ватер-вулинги бушприта:
1- бушприт; 2 — ватер-вулинг; 3 — княвдигед; 4 — крыж; 5 — наделки на бушприте; 6 — наделки на княвдигеде.

Как правило, на купеческих судах длина бушприта была равна 3/5 от длины грот-мачты. На кораблях, предназначенных для ведения морского боя, длина его приравнивалась к 8/9 длины фок-мачты. По Д. Стилу суда, с количеством пушек менее 80, имели длину бушприта в 3/5 длины грот-мачты. Диаметр бушприта для судов, с количеством пушек менее 50, был равен диаметру грот-мачты. Уменьшение этого диаметра составляло на первой четверти 60/61, на середине 11/12, на третьей четверти 4/5, на конце 5/9. Шпор бушприта имел 6/7 его диаметра.

В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Континентальные суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45°. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта. Длина утлегаря составляла от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диамегр составлял 1/8″ на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра. После 1735 года шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики (стопы) для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 года представляли собой параллельное утоньшение, повёрнутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер- ринга». Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора находилось ещё одно горизонтальное отверстие для найтова утлегаря.

Почти в течение всего XVII века найтов был единственным стоячим такелажем бушприта. Малые суда имели один найтов, большие — иногда два. В начале столетия найтов на судах проходил вокруг княвдигеда гальюна, который тогда был сравнительно плоским, а позднее — через отверстие в княвдигеде.


Рис. 7. Последовательность крепления найтова бушприта.

Толщина троса найтова равнялась 0,37 — 0,4 диаметра грота-штага. Трос петлей охватывал бушприт, проходил отверстие княвдигеда, затем снова над бушпритом, и так восемь — десять раз. В середине тросы пересекались, и на это место ходовым концом накладывалось восемь — десять шлагов.

Чтобы найтов не скользил, на бушприте крепили несколько клинообразных планок. Планки были несколько толще троса, а их длина равнялась ширине найтова.

Начало использования ватер-штага на бушприте относится к 1690 году. На ватер-штаг шел трос такой же толщины, как и трос, идущий на фока-штаг. Один конец ватер-штага крепили в отверстие княвдигеда, а другой, с помощью юферсов, — на бушприте.


Рис. 8. Крепление ватер-штага.

Источники:
Бушприт на шхунах — монтаж, крепление
Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря
Судовые чертежи
Стоячий такелаж бушприта
Стоячий такелаж старинных парусных судов. Парусные корабли XV века
Бушприт и утлегарь
Бушприт судов VIII века
Утлегарь судов VIII века
Бушприт
Утлегарь
Бом-утлегарь
Блинда-рей
Бовен-блинда-рей

Популярное
Наверх